В ожидании перемен: россияне не торопятся покупать автомобили

В ожидании перемен: россияне не торопятся покупать автомобили

Высокие процентные ставки, устанавливаемые финансовыми учреждениями на автокредиты, привели к застою в данном сегменте рынка. Однако эксперты предполагают, что стабилизация экономики страны приведет к снижению ставок, в значительной степени оживив спрос.

Уже второй год наблюдается снижение спроса на автомобили, в результате чего падает общий объем продаж на авторынке. По подсчетам, до конца лета текущего года автопроизводителям удалось реализовать своей продукции на четверть меньше, чем в прошлом году. Гораздо меньше стало оформляться и автокредитов. Если в прошлом году к середине осени из общего количества проданных автомобилей 45% было реализовано путем оформления автокредитов, то в этом году данный показатель не превысил 40%. Но самым шокирующим является то, что в течение 9 месяцев автодилерам удалось реализовать на 43% автомобилей меньше, чем в прошлогодний период.

По мнению представителя банка «Глобэкс», существует несколько причин падения авторынка. Огромное влияние на данный фактор оказывает как сокращение ВВП, так и снижение уровня доходов граждан. Сказывается и высокая кредитная нагрузка. Большинству заемщиков приходится обслуживать не один кредит, а несколько, а при снижении платежеспособности делать это все труднее. Кроме этого, на фоне снижения курса рубля цены на автомобили иностранного производства значительно выросли. Впрочем, в этом году банкиры и не ожидают того, что объемы выдачи автокредитов начнут расти. Но они не теряют надежды, что к концу года ситуация все же начнет стабилизироваться.

Купить авто

Застою на авторынке в значительной мере поспособствовал ЦБ, повысив в начале года ключевую ставку до 17%, что сделало автокредиты недоступными для большинства слоев населения. В зону доступности они стали возвращаться весной, когда ключевая ставка начала постепенное снижение. Не могло не сказаться на российских жителях и стремительное повышение стоимости авто. Третья часть граждан исключили возможность приобретения транспортного средства до тех пор, пока ситуация не стабилизируется.

Представитель одного из банков отметил, что ставки по кредитам, выдаваемым на приобретение авто, до сих пор достаточно высоки и составляют порядка 15%-20%. Но так как снижение ключевой ставки вероятнее всего продолжится, к концу года следует ожидать снижения ставок и по автокредитам. Однако значительного снижения ставок скорее всего не произойдет, так как экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться, что приводит к значительному снижению спроса на авто и росту просроченной задолженности, которая с начала этого года увеличилась на 1/5, составив порядка 64 млрд рублей.

Конечно же, никакой кризис не способен убить в людях мечту о новом автомобиле. Но неуверенность в завтрашнем дне и трезвая оценка своих финансовых возможностей вынуждают граждан отодвинуть мечту на задний план.

В кризисный год существенную поддержку как автопроизводителям, так и гражданам, мечтающим приобрести новый автомобиль, оказала государственная программа, действующая на бюджетные автомобили, и предусматривающая снижение кредитных ставок. Наиболее активный спрос на транспортные средства, предлагаемые в рамках госпрограммы, пришелся на второй квартал, что позволило не рухнуть авторынку. Если обычные ставки по автокредитам составляли 15,4%, то участники госпрограммы имели возможность оформить кредиты по ставкам, не превышающим 7,9% годовых.

Банкиры также отмечают, что итоговая стоимость автомобиля, приобретаемого в кредит, напрямую зависит от срока кредитования. То есть чем он больше, тем дороже обойдется авто. Чаще всего банки требуют внесения первоначального платежа, составляющего от 10% до 35%. При этом, чем большая сумма внесена, тем меньше заемщик переплатит процентов. Заемщикам следует заранее рассчитать долговую нагрузку, оказываемую наличием автокредита. Его выплата не должна превышать 40% от общего дохода.

Наблюдения показали, что лучше всего чувствуют себя в кризис бюджетные и премиальные марки авто. Приобретение первых субсидируется государством, а люди, предпочитающие ездить на дорогих автомобилях, как правило, имеют возможность приобрести их на собственные средства. Поэтому тяжелее всего приходится в кризис автомобилям, относящимся к среднему сегменту.

И хотя сегодня наблюдается увеличение невозвратных долгов, банки не ужесточили требования к потенциальным заемщикам, оставив их неизменными с докризисных времен.

Кризис оказывает негативное влияние на рынок автокредитования, в результате чего количество банков, оказывающих данный вид услуг, неуклонно снижается. По словам генерального директора «Фаст Финанс» Дмитрия Коршунова, собираясь приобретать машину в кредит, потенциальному заемщику нужно ориентироваться не только на процентную ставку, устанавливаемую тем или иным банком, но и на другие, не менее важные факторы. К примеру, желательно, чтобы в банке действовал удобный онлайн-сервис, позволяющий производить выплаты, не выходя из дома. Кроме этого, для начала следует обратить внимание на предложения автосалонов и кэптивные банки, которые нередко предлагают более привлекательные условия кредитования. Ставки по таким автокредитам могут быть даже ниже, чем по госпрограмме.

В любом случае к вопросу приобретения автомобиля с привлечением заемных средств нужно подходить очень обдуманно.

Добавить комментарий

Не публикуется. Укажите, если хотите, чтобы мы с вами сразу связались.

Остались вопросы? Звоните!

+7 (495) 640-2000

Или закажите бесплатный звонок