Невыгодные вложения: потребители штурмуют торговые сети

Начало года стало неожиданным для банков, лидирующих в сегменте POS-кредитования. Они отметили, что первый зимних месяц стал не очень обычным в плане поведения заемщиков, которые с особой активностью скупали в кредит товары без поручителей и справок, предлагаемые торговыми сетями. По статистике, в первом месяце года объемы выдачи POS-кредитов являются самыми низкими. Теперь же они оказались равнозначными ноябрю – месяцу, в котором спрос на POS-кредиты самый обычный. Эксперты считают, что активно сметая товары с полок торговых сетей, тем более, оформляя покупки в кредит, люди в который раз наступают на одни и те же грабли, повторяя ошибки, совершенные в прошлом кризисном году. В нынешних экономических условиях, когда курс рубля неумолимо снижается, рискуют не только заемщики, но и банки.

Крупнейшие игроки данного сегмента рынка подтверждают небывалый всплеск активности покупателей. В частности, банк «Хоум Кредит» за прошедшие дни наступившего года уже реализовал кредитных продуктов в торговых сетях на сумму 7 млрд рублей, а другой кредитной организации – «Ренессанс Кредит» уже удалось реализовать POS-кредитов на сумму 3 млрд рублей. Так как повышенный спрос на бытовую технику и электронику отмечается в декабре, банкиры этот месяц для сравнения не берут. Поэтому для анализа берется ноябрь – обычный месяц.

Невыгодные вложения

Между тем, в другом финансовом учреждении — «Альфа-банке» январские объемы выдачи займов на товары, предлагаемые ритейлерами, могут превысить показатели ноября. Как отмечает представитель банка, они ожидают, что в первом месяце года объем POS-кредитования составит порядка 4 млрд рублей, хотя в прошлогоднем ноябре данный показатель составлял чуть больше 3,5 млрд.

Меньше всего таких займов удалось реализовать «Русфинанс-банку». Но это легко объяснимо, так как это финансовое учреждение в основном кредитует людей, приобретающих изделия из меха. А на эти товары спрос увеличивается исключительно в преддверии зимы. Однако и здесь подтверждают небывалую активность покупателей, оформляющих кредиты в торговых сетях.

Эксперты поясняют, что люди решили таким образом бороться с обесцениванием рубля, курс которого по отношению к главным мировым валютам снизился на 15%.

Как и в прошлогодний период, когда рубль резко снизился в цене, граждане начали налегать на бытовую технику и электронику. Разница заключается лишь в том, что тогда все эти товары приобретались в основном за наличные, а теперь в кредит.

Ритейлеры также отмечают повышение спроса на свои товары. Представитель «Евросети» заметил, что прошлогодний январь отставал от ноября 2014 года почти на 20%. А в этом году наблюдается обратная динамика – объемы продаж уже сравнялись. В «Связном» также признают, что по сравнению с концом года, в январе всегда наблюдается снижение спроса на POS-товары. А в этом году январь очень активен, что нетипично для рынка.

Банкиры видят несколько причин в необычном поведении потребителей. Они считают, что спрос как на бытовую технику, так и на электронику объясняется ее происхождением – все эти товары в основном иностранного производства. А так как курсы валют растут, покупатели опасаются дальнейшего повышения их стоимости. В «Ренессанс Кредите» отмечают, что цены на большинство товаров уже выросли в среднем на 30-40%. Опасаясь последующего повышения стоимости, граждане решили приобрести их заранее.

Тот факт, что граждане с каждым годом все чаще прибегают к покупкам взаймы, банкиры объясняют значительным снижением их реальных доходов, которые не всегда позволяют оплатить сразу полную стоимость товара. Когда доходы съедаются растущей инфляцией, потребность в заемных средствах возрастает. Даже те накопления, которые граждане год назад помещали на банковские депозиты под высокие проценты, не способны удовлетворить насущные потребности. Значительная роль здесь отводится и рекламным кампаниям, проводимым в этом месяце ритейлерами, где они активно продвигают программы кредитования. Причем в прошлом году, когда ЦБ повысил ключевую ставку сразу на 6,5 процентных пункта, большая часть кредитных программ была заморожена. Банки аргументировали данный факт тем, что, выдавая кредиты по высоким ставкам, увеличивался риск их невозврата.

Эксперты отмечают, что основываясь на прошлом опыте, с экономической точки зрения чрезмерная трата денежных средств на POS-товары не имеет никакого смысла. В конце позапрошлого года граждане, ожидая значительного роста цен, уже сметали с полок торговых сетей все, что могло пригодиться в быту. Однако цены тогда выросли совсем незначительно, но благодаря тому, что в нежелании отпугнуть покупателей продавцы не стали отражать в ценниках реальную стоимость товаров.

Как показывают данные Банка России, с начала прошлого года курс рубля по отношению к доллару снизился на 41%. По оценкам экспертов, примерно на эту же величину выросли цены. В итоге получается, что люди, зарплата которых значительно отстает от роста инфляции, приобрели ненужные им товары, не имея возможности их даже перепродать по более высоким ценам. К сожалению, финансовая грамотность у российских граждан сильно хромает. По этой причине они так и не смогли в полной мере воспринять прошлогодний негативный опыт.

Эксперты считают, что покупая товары взаймы в сложившихся экономических условиях, рискуют не только заемщики, но и банки, активно выдающие такие кредиты. В результате финансовые учреждения могут столкнуться не только с ростом просроченных платежей, но и с увеличением количества невозвратных кредитов.

Добавить комментарий

Не публикуется. Укажите, если хотите, чтобы мы с вами сразу связались.

Остались вопросы? Звоните!

+7 (495) 640-2000

Или закажите бесплатный звонок