Кредитование «человека человеком» для МФО не конкурент

На прошлой неделе Банком России были опубликованы данные исследований индикаторов финансовой доступности, из которых следует, что в кризис россияне чаще всего берут деньги в долг у друзей и близких родственников. Но есть и другое исследование, в котором регулятором упоминаются p2p-площадки, где принцип кредитовании основывается на социальных связях. И теперь ЦБ всерьез задумывается над необходимостью регулирования данного сегмента кредитования.

Пока в стране активно обсуждают возможных банковских конкурентов, в качестве которых выступают МФО, в сегменте НФО появился внутренний соперник.

ЦБ уже публиковал данные исследований, которые могут быть интересны всем, как кредиторам, так и заемщикам. К примеру, вышло исследование, основанное на отчетах, сдаваемых регулятору банками, и социологических опросах. Из них следует, что НФО выдается недостаточный объем займов, что не позволяет им составить полноценную конкуренцию банкам. Учитывая то, что банкам за 3 квартала прошлого года удалось реализовать кредитов на сумму 8,6 трлн рублей, на все НФО, в число которых входят МФО, ломбарды и кредитные кооперативы, пришлось всего 380 млрд рублей.

Кредитование

Впрочем, для недавно оцененного Банком России нового рынка p2p-кредитования пока недостижимы и эти показатели. Опрос, проведенный среди участников рынка, показал, что общий объем кредитования за тот же период, здесь составил порядка 100 млн рублей. В России таким способом кредитуются в основном физические лица. Доля кредитов, полученных предпринимателями, совсем незначительна. Но в некоторых других странах этот рынок кредитования достаточно развит, и многие иностранные предприниматели привлекают средства посредством p2p-кредитования.

Впрочем, рынок p2p-кредитования начал осуществлять свою деятельность в 2013 году. Но так как регулятор вызвался провести мониторинг только в этом году, им были получены данные, которые вряд ли смогут отразить реальное положение дел. В банке России отмечают, что данный рынок привлек их внимание увеличением количества площадок, а также вовлеченных в процесс кредиторов и заемщиков, что говорит о его активном развитии. И хотя сами участники оценивают рынок в миллиард рублей, эта сумма является ничтожной по сравнению с объемами кредитования их коллег по цеху.

Регулятор считает, что у нового сегмента неплохой потенциал. Из данных опроса, проведенного ЦБ, следует, что уровень недоверия граждан, как к банкам, так и к небанковским финансовым организациям, растет. По этой причине большая часть россиян предпочитают брать деньги взаймы у друзей и родственников, что говорит о доминировании социальных связей. Эти же данные подтверждаются и Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ). Там приводят данные опроса, проведенного среди предпринимателей. Как оказалось, подавляющее большинство бизнесменов также предпочитают кредитоваться у близких. К категории друзей и близких можно отнести и p2p-площадки. Они также не регулируются, что позволяет взять кредит быстро и без бюрократических проволочек. При этом ставки, под которые выдаются такие кредиты без поручителей и справок, зачастую ниже, чем у МФО.

В агентстве отмечают, что, несмотря на отсутствие в данном сегменте оценки рисков, некоторые площадки готовы кредитовать под 15% годовых. Сейчас даже в банках трудно получить кредит на таких условиях. Поэтому можно с уверенностью сказать, что риски оцениваются исходя из личных связей и знакомств. Это означает, что данная услуга не доступна широкому кругу потребителей, и получить кредит здесь могут только «свои» люди.

Руководитель одной из p2p-площадок рассказал, что проекты, завязанные на узкую социальную группу, действительно имеются. К примеру, у них есть проект, где друг друга кредитуют члены одного коллектива. Причем в качестве поручителя у них выступает начальник. Такой способ позволяет получать займы под низкие проценты.

Хотя сегмент p2p-кредитования занимает на рынке ничтожную долю, он находится в стадии становления и активного развития. Поэтому Центробанком принято решение регулярно производить его оценку. Впрочем, не исключается и возможность перехода к регулированию. Сами участники рынка не против того, чтобы ЦБ взял их под свое крыло. И хотя процесс выдачи денег значительно усложнится, регулирование позволит сделать рынок более защищенным и привлекательным для инвесторов.

Руководитель одной из p2p-площадок уверен в том, что у данного сегмента большой потенциал. А ведь когда-то такие же комментарии поступали и в адрес МФО. Впрочем, интерес, проявляемый к этому рынку Центробанком, говорит о том, что он не только появился, но и достаточно закрепился для того, чтобы ЦБ задумался о его регулировании.

Однако пока МФО не видят в p2p-кредитовании соперника. По словам руководителя МФО «Домашние деньги» господина Бахвалова, объем выдаваемых кредитов в данном сегменте составляет не более 1% от общего объема рынка НФО. Поэтому ни о какой конкуренции речи пока идти не может. Впрочем, Бахвалов выражает сомнения по поводу возможности полноценной деятельности p2p-площадок на территории России. Он считает, что российские граждане отличаются низкой финансовой грамотностью и отсутствием желания рисковать, вкладывая свои деньги в такой бизнес.

Того же мнения придерживаются и в НАФИ, считая, что в данный момент работа рынка осуществляется посредством социальных связей, что не позволит им составить полноценную конкуренцию другим кредитным организациям. По словам руководителя СРО «МиР» господина Паранича, пока этот сегмент не получит какой-либо законодательный статус, он не сможет активно развиваться. Он также заметил, что p2p-кредитование не способно оказать существенного влияния на микрофинансовый рынок именно сейчас.

Один из топ-менеджеров МФО «Миг-кредит» выражает сомнения по поводу того, что данный сегмент способен составить конкуренцию МФО в ближайшее время. По его словам, они не имеют технической возможности с такой же скоростью рассматривать заявки на кредиты, и привлекать фондирование в достаточном объеме.

Добавить комментарий

Не публикуется. Укажите, если хотите, чтобы мы с вами сразу связались.

Остались вопросы? Звоните!

+7 (495) 640-2000

Или закажите бесплатный звонок